К 2015 году Илон Маск окончательно превратился в одну из икон бизнеса, не в последнюю очередь благодаря тому, как успешно продавалась машина Model S компании Tesla. Весной 2016 года Маск предложил всем за тысячу долларов зарезервировать машину следующей модели. Несмотря на то что серийный выпуск Model 3 был запланирован, в лучшем случае, на следующий год, в первый же день после объявления Tesla получила 180 тысяч заявок. К концу недели их число составило 325 тысяч.
Маск поставил цель — пять тысяч произведенных машин в неделю. Вскоре началось то, что он сам впоследствии назовет «производственным адом».
Wired поговорил с десятками бывших и нынешних сотрудников Tesla, большая часть из которых согласилась беседовать только на условиях анонимности, ссылаясь на договор о неразглашении — даже если они отзывались о Маске доброжелательно. Руководство компании отказало в интервью как с самим Маском, так и с кем-либо из топ-менеджмента.
Летом 2016 года Маск собрал руководство Tesla и сообщил, что у компании новая цель — запустить производство к июлю следующего года, на четыре месяца раньше запланированного срока. Для этого, заявил он, производство должно быть полностью автоматизировано: «Мы должны создать машину, которая будет изготавливать машины».
В ответ он услышал, что это совершенно невозможно. Маск настаивал: нет ничего невозможного кроме того, что нарушает законы физики. Следующие несколько недель инженеры продолжали спорить с ним, и тогда проявилась тревожная тенденция. Если кто-то в чем-то не соглашался с Маском, тот приказывал перевести сотрудника на другое направление, больше не приглашать ни на какие встречи, а иногда просто уволить. Иногда скептиков тихо отстраняли от дел сами менеджеры.
Напряжение росло. На одном из совещаний Маск в гневе разбил телефон. «Все приходили на работу с мыслью, что этот день может стать последним, — вспоминает бывший менеджер Tesla. — Илон очень переживает за судьбу человечества, но на людей ему наплевать».
В июле 2017 года были произведены первые тридцать машин Model 3. Получив поздравления от своих заместителей, Маск заявил на пресс-конференции, что следующие полгода будут особенно тяжелыми. Это обещание он сдержал полностью.
Его настроение стало еще более изменчивым. Иногда он был весел, постоянно шутил и прерывал совещания, чтобы заставить его участников посмотреть комедию «Монти Пайтон», иногда один и тот же эпизод по несколько раз. Но иногда он отменял встречи в самый последний момент или просто не приходил на них, хотя еще недавно сам звонил одному из топ-менеджеров и отчитывал его за то, что тот отсутствовал на работе — из-за того, что его жена родила и восстанавливалась после родов. Рождение ребенка не освобождает от необходимости быть на связи, якобы орал Маск (в его пресс-службе заявили, что сотрудник отсутствовал на «важном обсуждении», но наказан он не был).
Wired пишет, что причиной тяжелого состояния Маска могло стать расставание с моделью Эмбер Херд. Он становился все более агрессивным. «Стало казаться, что тебя могут уволить в любой день», — вспоминает один из менеджеров, у которого три начальника сменилось за три дня. Бывшая сотрудница вспоминает, как Маск публично называл ее «идиоткой» и «самым некомпетентным человеком», с которым ему приходилось работать, что для женщины в преимущественно мужском коллективе было «особенно унизительно».
В октябре 2017 года Маск приехал на свой завод, чтобы разобраться в причинах срыва сроков производства. Был поздний вечер субботы, он подозвал одного из молодых инженеров и спросил, почему не работает одна из частей конвейера. Сотрудник не понял вопроса Маска, а когда переспросил, что именно тот имеет в виду, услышал: «Ты тупой идиот. Пошел отсюда и чтоб больше не возвращался!» Разговор длился меньше минуты, через несколько мгновений к инженеру подошли двое менеджеров и заявили, что он уволен.
Претендентов на работу, которым предстояло пройти собеседование с Маском, инструктировали, чтобы они ни в коем случае не пользовались дезодорантом или туалетной водой, поскольку хозяин Tesla категорически не выносит подобные запахи. Настолько, что он мог прервать рабочее совещание и устроить разнос менеджерам за то, что в помещении пахнет жидким силиконом, который при нагревании напоминает жженый пластик. «Эти испарения могли бы убить людей, — говорил Маск. — Они могли бы убить меня».
Одного из кандидатов он отказался брать еще до собеседования из-за того, что тот пришел в синих ботинках, которые ему не понравились. В пресс-службе Маска, однако, утверждают, что его не устроила профессиональная квалификация претендента, а «упоминание Илоном цвета ботинок не сыграло никакой роли в этом случае».
Сборочную линию по производству Model 3 удалось наладить лишь к концу 2017 года. За два года компанию покинуло почти сорок топ-мендежеров. Некоторым не нашли замену. В результате, 19 человек отчитывались напрямую перед Маском, еще у 11 не было прямых начальников. «Было такое чувство, что все взрослые ушли», — вспоминает один из руководителей финансовой дирекции. Многие обязанности взял на себя сам Маск, это было то время, когда он ночевална заводе. В письме одному из своих бывших подчиненных он назвал его «отвратительным человеческим созданием», журналиста BuzzFeed — «гребаным ублюдком».
В июле 2018 года уцелевшие после всех чисток сотрудники Tesla получили письмо, которого ждали больше двух лет: за неделю компания произвела 5031 автомобиль. «Думаю, мы только что стали настоящим автопроизводителем, — писал Маск. — Невероятная работа удивительной команды. Не могу выразить, как горд тем, что тружусь рядом с вами».
«Для меня тот факт, что мы достигли этой цифры, на фоне всего это сумасшествия, конечно, настоящее достижение, — говорит один из бывших руководителей производства. — Только подумайте: мы сделали машину, такую простую и элегантную, что ее можно изготовить в палатке. Ты можешь сделать ее, когда твой генеральный директор растворяется на глазах. Ты можешь сделать ее, когда все уходят или готовятся быть уволенными. Это реальное достижение. Это удивительно».
Своей главной мечты — построить полностью автоматизированный завод, — Илон Маск пока так и не достиг.
Билл Андерс, член первой в истории пилотируемой экспедиции к Луне в составе экипажа «Аполлон-8», заявил, что идея отправить человека на Марс является чушью. Он и его коллега Фрэнк Борман скептически относятся к обещаниями Илона Маска, главы Space X, основать поселения на Красной планете. Об этом сообщает BBC News.
По словам астронавта, он является убежденным сторонником непилотируемых полетов в космос, поскольку они гораздо дешевле. Он считает, что у более дорогих миссий с участием людей нет поддержки со стороны общественности. Кроме того, полет человека на Марс не имеет внятной цели, и не ясно, что заставляет НАСА работать над планированием миссии на Красную планету.
Однако Андерсу также не нравится то, чем космическое агентство занимается сейчас. По его мнению, НАСА превратилось в программу трудоустройства, и многие центры работают только для того, чтобы быть занятыми. Бывший астронавт раскритиковал сосредоточенность космического агентства на околоземной орбите после завершения программы «Аполлон». «Я думаю, программа Space Shuttle была серьезной ошибкой. Кроме впечатляющих запусков она ничего не давала и не достигла своих целей», — сказал Андерс.
Астронавт считает, что космическая станция находится на орбите только потому, что у американцев были космические челноки, и наоборот. «С завершением лунной программы НАСА похоронила пилотируемые полеты», — заявил Андерс.
Другой член экипажа «Аполлона-8», Фрэнк Борман, не настолько критично относится к работе космического агентства, однако он также считает, что обещания Илона Маска и Джеффа Безоса, главы Amazon, построить на Марсе обитаемые поселения являются чушью.
https://lentaru.media.eagleplatform.com/index/player?record_id=920011&player=new